крупнейшее из ныне известных средневек. хранилищ иудейских рукописей, располагавшееся в синагоге Бен Эзры в Ст. Каире (Фустате). Весь массив его документов в наст. время рассредоточен по разным б-кам мира.
Арам. и евр. корень (прятать, скрывать) происходит (через ахеменидский арамейский) от древнеперсид. (сокровище, сокровищница, хранилище, архив). Образованные от этого корня глагол (Мишна. Шаббат. 9. 6) и имя действия (Мишна. Шаббат. 16. 1) используются в раввинистической лит-ре для обозначения «сокрытия» пришедших в негодность свящ. книг, в которых упоминается имя Божие. По древней традиции ветхие свитки не уничтожали, но помещали в пещеры или закапывали, чтобы избежать осквернения Имени (часто их клали в могилу вместе с покойником - Вавилонский Талмуд. Бава Камма. 17a; Мегилла. 26b; иногда закладывали в основание строящейся синагоги или в кладку стены - Вавилонский Талмуд. Шаббат. 115a). Изначально гениза в синагоге, представлявшая собой шкаф или комнату, использовалась как место временного хранения перед последующим захоронением на кладбище (такое захоронение совершалось периодически: напр., в Иерусалиме - раз в 7 лет). В генизу могли помещаться не только тексты Свящ. Писания и литургические книги, но и разного рода трактаты, в т. ч. сектантские, культовая утварь, содержащая надписи, а позже и частная корреспонденция, финансовые документы и проч., включая тексты, написанные не на евр. языке (Мишна. Шаббат. 16. 1; Вайикра Рабба. 21. 12; Вавилонский Талмуд. Шаббат. 30b, 115a; Мегилла. 26b).
К. г. была не единственной в Ст. Каире. В период правления в Египте династии Фатимидов (969-1171) там существовало 3 иудейские общины - караимская и 2 общины раббанитов (последователей иудаизма раввинистического), одна из к-рых была связана с Вавилонской академией, другая - с палестинскими общинами. Синагога Бен Эзры принадлежала выходцам из Палестины. Некоторые полагают, что она была построена на месте или перестроена из древней копт. церкви. В 1012 г., во время антиевр. и антихрист. погромов халифа аль-Хакима, синагога была разрушена, ее восстановили лишь через 30 лет. Как показал анализ архива, гениза в ней начала функционировать после 1040 г. Название появилось значительно позже и, вероятно, указывает на имя того, кто дал деньги на реставрацию здания.
Одним из первых описание К. г. составил путешественник Симон ван Гельдерн, побывавший в ней в 1752 г. (его дневник опубл. в 1773). Летом 1864 г. в синагоге Бен Эзры был посланник иерусалимской иудейской общины Яаков Сафир (Сапир), собиравший средства на реконструкцию одной из иерусалимских синагог. Ему удалось увидеть лишь небольшую часть документов, в основное хранилище его не пустили. В сент.-окт. того же года детальное описание К. г. составил караимский ученый из Российской империи Авраам Фиркович, собиравший на Востоке редкие рукописи. Однако его интересовали прежде всего рукописи, хранившиеся в караимской синагоге Дар-Симха (Синагога рав Симхи). Эта синагога, построенная в квартале Харат-эль-Яхуд-эль-Караин, была известна с XVI в. (действовала до 1931). Еще в 1840 г. множество рукописей из нее вывез в Европу семитолог Соломон Мунк (в наст. время хранятся в Национальной б-ке Франции в Париже). В отличие от генизы синагоги Бен Эзры караимская гениза, судя по характеру документов (в основном это книги большого формата, достаточно полные по составу, среди них много лит. памятников), функционировала скорее как б-ка (возможно, в нее были перемещены библиотечные собрания из др. караимских синагог).
Известно, что Фиркович осматривал и собирался приобрести документы из «палестинской» синагоги Бен Эзры, но из-за нехватки времени и средств сделка не состоялась. Из Каира он увез в Крым бóльшую часть караимских рукописей. В 1876 г., спустя 2 года после его смерти, коллекция была выкуплена императорской Публичной б-кой (в наст. время ок. 10 тыс. документов из караимской генизы находится в составе собрания Фирковича в РНБ). Поскольку Фиркович купил и вывез лишь те караимские рукописи, которые ему казались наиболее ценными, оставшиеся документы позже попали в зап. книгохранилища и там были объединены с документами из К. г. На протяжении бóльшей части XX в. коллекция Фирковича была практически недоступна для западных исследователей и многие ученые полагали, что документы из караимской синагоги Дар-Симха происходят из К. г.
Доступ к архиву синагоги Бен Эзры европ. ученые получили только в кон. XIX в. В 1889 г. обрушилась крыша синагоги. Община приняла решение о полной реконструкции здания. Пока шли ремонтные работы (до 1892), содержимое К. г. было сложено во дворе под открытым небом, так что егип. торговцы древностями имели возможность приобретать любые рукописи за небольшую плату. Археолог гр. Р. де Хюльст (ок. 1855-1920), к-рый неподалеку проводил раскопки рим. крепости, сообщил об этом в Фонд (ныне Об-во) исследования Египта (Лондон, Великобритания) и просил найти специалиста по евр. палеографии для оценки рукописей. Затем он отправил неск. документов в Бодлианскую б-ку Оксфорда (долгое время их происхождение оставалось неизвестным, по документам они проходили как «египетские» фрагменты, всего 93 рукописи (212 листов)). Быстрого ответа из Фонда и Оксфорда не последовало, а работы де Хюльста в Египте были приостановлены по жалобе археолога У. М. Флиндерса Питри, утверждавшего, что намеченные графом раскопки в Дейр-эль-Бахри могут разрушить античный памятник (Jefferson. 2009).
В это же время документы из К. г. стали появляться у торговцев древностями. В 1891 г. неск. рукописей было приобретено Сайрусом Адлером, к-рый вывез их в США (в наст. время хранятся в б-ке Пенсильванского ун-та). Наиболее активно документы из К. г. скупал египтолог и собиратель древностей Г. Дж. Честер. Приобретенные рукописи он перепродавал Бодлианской б-ке (всего 991 рукопись (4802 листа)). После скоропостижной кончины Честера в 1892 г. по просьбе оксфордского ученого и библиотекаря А. Нойбауэра приобретением документов занялся ассириолог А. Г. Сайс (всего б-ка выкупила у него 1068 документов (2769 листов)).
После окончания реконструкции лишь часть документов была возвращена в генизу, другие были закопаны рядом с синагогой или выброшены на свалку, какое-то количество отправили на захоронение на старое евр. кладбище Бассатин в пригороде Каира.
Европ. ученые стали активно интересоваться архивом К. г. после ряда публикаций раввина С. Вертхаймера, к-рый сначала приобретал рукописи для личной коллекции (в основном литургические книги), но из-за финансовых трудностей был вынужден продать их Кембриджу (62 рукописи) и Оксфорду (239 рукописей (1560 листов)). В мае 1896 г. сестры А. Смит-Льюис и М. Д. Гибсон, кембриджские специалисты по сир. лит-ре, проезжавшие через Каир и купившие неск. рукописей из К. г., показали их преподавателю талмудической лит-ры в Кембридже Соломону (Шломо) Шехтеру, к-рый идентифицировал среди них евр. оригинал Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, считавшийся прежде утерянным. Шехтер известил о своем открытии Нойбауэра, и тот вскоре нашел еще 9 листов этого памятника в собрании Бодлианской б-ки.
Нойбауэр и его помощник А. Э. Коули разобрали имевшийся в распоряжении Бодлианской б-ки архив документов из К. г. и наименее ценные, с их т. зр., перепродали востоковеду и коллекционеру Элькану Натану Адлеру, к-рый чуть раньше купил у руководителей иудейской общины и вывез в Великобританию целый мешок документов из К. г. В это же время между Нойбауэром и Шехтером развернулась борьба за первенство в открытии и исследовании евр. оригинала Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. Шехтер начал подготовку к экспедиции, чтобы выкупить и перевезти в Кембридж все оставшиеся документы в надежде найти недостающие листы этой библейской рукописи. Средства на эти цели были предоставлены кембриджским гебраистом Ч. Тейлором из Сент-Джонс-колледжа. В дек. 1896 г. сделка с руководством общины состоялась (Шехтер заплатил ок. 300 фунтов стерлингов), бóльшая часть собрания (200 тыс. листов) при помощи брит. проконсула лорда Кромера была вывезена в Великобританию. Кроме того, в б-ку Кембриджа поступила коллекция документов из К. г. торговца древностями В. С. Раффаловича.
Те рукописи, к-рые были закопаны вокруг синагоги, после отъезда Шехтера нашел и отправил в Бодлианскую б-ку граф де Хюльст. Туда же поступило 917 рукописей от коллекционера Дж. Оффорда. Поскольку в б-ке не хватало места для хранения архива, а кураторы стремились приобретать только памятники первостепенной важности (библейские, литургические, талмудические и раввинистические тексты), часть коллекции (неидентифицируемые фрагменты, амулеты, частная переписка, финансовые расписки, контракты и проч.) в 1907 г. была опять продана Элькану Адлеру (Eadem. 2011). В 1923 и 1946 гг. частное собрание Адлера было выставлено на торги, все документы оказались в США и составили ядро собрания Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке. В эту же б-ку поступила личная коллекция Шехтера.
4 тыс. документов, попавших к торговцам древностями, выкупило семейство каирских иудеев Моссери (в наст. время хранятся в Париже в их частном собрании). В 1909-1912 гг. Жак Моссери провел раскопки на кладбище Бассатин. Обнаруженные им рукописи находились в коллекции семьи Моссери, но в 2006 г. были переданы Кембриджу на долговременное хранение.
Нек-рое количество документов было выкуплено архим. Антонином (Капустиным), чье собрание поступило в императорскую Публичную б-ку. Коллекцию главы сефардской общины Великобритании М. Гастера поделили Британский музей (в наст. время Британская б-ка) и б-ка ун-та Джона Райланда в Манчестере.
Т. о., больше половины документов из К. г. находится в собрании Тейлора-Шехтера в Университетской б-ке Кембриджа (ок. 193 тыс. фрагментов). Ок. 30 тыс. фрагментов хранится в б-ке Еврейской теологической семинарии. Ок. 4 тыс. фрагментов находится в Бодлианской б-ке. Остальные рассеяны по б-кам всего мира. В общей сложности из архива К. г. сохранилось ок. 350 тыс. фрагментов.
Основная масса документов записана на пергамене (в основном литургические тексты) или бумаге (подавляющее большинство текстов). Известно нек-рое количество папирусных фрагментов (в т. ч. не только кодексы, но и свитки). Среди древних пергаменных рукописей встречается ряд палимпсестов (нижний слой - чаще всего христ. сочинения или иудейские, но не на евр. языке). Большинство документов относится к 969-1265 гг., хотя есть и рукописи VIII-IX вв. (нижний слой ряда палимпсестов датируется VI в.). Самые поздние документы относятся к XIX в. Бóльшая часть документов написана на араб. языке евр. буквами, а также на евр. и арам. языках. Встречаются тексты на греч., сир., персид. языках, идише, ладино и др.
Среди наиболее значимых находок в К. г.- фрагменты греч. перевода ВЗ, выполненного Акилой, «Гекзапл» Оригена, версий ВЗ на христ. палестинском арам. и сир. языках. В К. г. также были обнаружены сочинения основателя караимства Анана бен Давида (VIII в.) на арам. языке. В 1910 г. Шехтер опубликовал устав сектантской общины «цадокитов» (или Дамасский документ), о к-рой в то время было известно лишь из сочинения караимского ученого аль-Киркисани, называвшего ее членов саддукеями. Изучение этого памятника, сохранившегося в 2 средневек. копиях, получило новый импульс после открытия в 1947 г. кумран. свитков, среди к-рых была обнаружена еще одна редакция этого устава и др. близкие к нему тексты галахического содержания. Помимо евр. Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, в архиве К. г. были обнаружены фрагменты апокрифической арам. Книги Левия (частично совпадающей с Завещанием Левия в составе Двенадцати патриархов завещания).
В Кембриджском собрании хранится еврейско-хазарская переписка (частично переписка хазарского правителя Иосифа и раввина Хасдая ибн Шапрута была опубликована еще в XVI в., а затем в 1897 А. Гаркави). В 1982 г. Н. Гольб обнаружил т. н. Киевское письмо - одно из древнейших свидетельств существования г. Киева и евр. общин на территории Др. Руси.
Огромное значение для истории иудаизма имеют найденные в составе архива К. г. библейские рукописи с системами вокализации, альтернативными тивериадской, фрагменты палестинских Таргумов и Иерусалимского (Палестинского) Талмуда, проливающие свет на их раннюю историю, множество иудейских гимнографических сочинений (пиютов), молитвословий и чинов т. н. палестинского обряда, палестинский и вавилонский Лекционарии, респонсы вавилонских гаонов, документальные свидетельства о жизни и сочинения Саадии Гаона, автографы Маймонида и др.
Кроме того, в К. г. сохранился обильный массовый материал - письма, брачные договоры, контракты, гороскопы и проч., проливающие свет на жизнь иудейских общин и их окружения, средиземноморскую торговлю, внешнеполитические события (напр., встречаются ценные сведения о крестовых походах). Наиболее полное обобщение этих данных было сделано С. Д. Гойтейном (Goitein. 1967-1993).
Несмотря на столь большую значимость находок в К. г., разбор и каталогизация собраний продолжались весь XX в. Во многом это было связано с нехваткой специалистов. В большинстве книгохранилищ этим занимались приглашенные исследователи. Долгое время не было координирующей структуры. Каталогизация самого крупного Кембриджского собрания проходила в 3 этапа. На 1-м этапе работа велась хаотично. Была разобрана 31 тыс. фрагментов, которые вошли в т. н. Старую серию (Old Series). Новая серия (New Series) была начата в 1955 г. под влиянием работ Гойтейна (всего разобрано 42 тыс. фрагментов). В 1974 г. совместно с Израильской АН началась каталогизация Дополнительной серии (Additional Series) (всего 67 тыс. фрагментов). К 1981 г. был полностью завершен процесс консервации документов. Для систематической работы по описанию и микрофильмированию рукописей из К. г. в 1974 г. в Кембридже был создан исследовательский ин-т под рук. С. Рейфа (Taylor-Schechter Genizah Research Unit).
В 1999 г. в Торонто (Канада) был учрежден благотворительный фонд А. Д. Фридберга (Friedberg Genizah Project), целью к-рого является спонсирование исследований рукописей К. г. по всему миру (в т. ч. собрания Фирковича в РНБ). На средства фонда создавался единый каталог всех фрагментов, их оцифровка и транскрипция. Фонд сотрудничает с Центром по изучению иудео-арабской культуры и лит-ры Ин-та им. Бен-Цви (Иерусалим), Еврейским ун-том Иерусалима, Ун-том им. Бар-Илана, Ун-том Тель-Авива, Еврейской национальной и университетской б-кой, а также с Принстонским ун-том (Проект по изучению средневек. иудео-арабских документов на основе архива С. Д. Гойтейна, хранящегося в этом ун-те (S. D. Goitein Genizah Research Lab)). Весь материал из К. г. разделен на темы и распределен между неск. исследовательскими группами.
В наст. время значительное количество документов из К. г. оцифровано. Все коллекции, кроме Бодлианской, представлены на сайте интернет-проекта The Friedberg Genizah Project (электр. ресурс: www. genizah.org). Собрание Бодлианской б-ки доступно на сайте б-ки: genizah.bodleian.ox.ac.uk.